«Постановления святых апостолов» – древний памятник христианской письменности, который православное Предание возводит к самим основателям первых Поместных Церквей – двенадцати ученикам Христовым. Несмотря на несколько редакций, которые они претерпели с I по IV век, «Постановления» сохранили подлинный апостольский дух и с древности пользовались огромным авторитетом на Православном Востоке. В книге «Благочестие апостольское» мы публикуем выдержки из «Постановлений святых апостолов» о благочестии и жизни христианской в надежде, что они принесут пользу благочестивому читателю.
Предлагаем вниманию читателей выдержки из книги.
- Благотворить надобно всем людям, не любопытствуя о том, кто они, ибо Господь говорит: Всякому, просящему у тебя, давай (Лк. 6, 30), очевидно же – истинно нуждающемуся, хотя бы он был друг, хотя бы враг, хотя бы родственник, хотя бы чужой, хотя бы безбрачный, хотя бы в браке состоящий. Ибо во всем Писании Господь убеждает относительно убогих, говоря и чрез Исаию: Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58, 7). И через Даниила говорит Он властителю: Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным (Дан. 4, 24). И через Соломона говорит Он: Милостынями и верами очищаются греси (Прит. 15, 27). И чрез Давида опять говорит: Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (Пс. 40, 1), и опять: Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века (Пс. 111, 9). И Соломон говорит: Милуяй нища взаим дает Богови, по даянию же его воздастся ему (Прит. 19, 17), и еще: Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан (Прит. 21, 13) (III, 4).
- А когда какой христианин, отрок или девица, делается сиротой, то прекрасно будет, если кто из братьев, не имеющий детей, возьмет отрока и будет иметь его вместо сына, а девицу, если есть у него сын, сверстник ей и созревший для брака, сочетает с ним браком, ибо поступающие так совершают великое дело, становясь отцами сирот, и получают за такое служение награду от Господа Бога. Если же какой богач, живущий по человекоугодию, постыдится членов сиротства, то о сироте попечется Отец сирот и Судья вдовиц, а на богача нападет такой, который истощит все, что он жалел, и сбудется над ним сказанное: «Чего не съели святые, то съедят ассирияне», как и Исаия говорит: Поля ваши в ваших глазах съедают чужие (Ис. 1, 7) (IV, 1).
- Гонимых за веру и бегающих из города в город, памятуя слова Господа, принимайте, ибо, зная, что дух бодр, а плоть немощна, они бегают и позволяют расхищать имение свое, чтобы соблюсти в себе имя Христово без отречения. Подавайте им нужное, исполняя заповедь Господню (VIII, 45)…
- Убеждаем вдовиц и сирот принимать доставляемое им со всем страхом и со всем благоговением и благодарить Бога, дающего пищу алчущим, и к Нему устремлять очи свои, потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? (Еккл. 2, 25). Он отверзает руку Свою и исполняет всякое животно благоволения (Пс. 144, 6), дает пищу юношам, и вино девам, и елей для веселия живущих, траву скотом, и злак на службу человеком (Пс. 103, 14), мясо зверям, семена птицам и всем приличную пищу. Почему и Господь говорит: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их… Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6, 26, 31–32). Пользуясь таким промышлением Его и получая от Него блага, вы обязаны воссылать хвалу Вседержителю Богу, принимающему сироту и вдовицу, через возлюбленного Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого слава Богу в Духе и истине во веки. Аминь (IV, 5).
- И Господь сказал, что дающий блаженнее, нежели принимающий (см.: Деян. 20, 35), и опять Он же сказал: горе имеющим и в лицемерии принимающим или могущим помогать себе и хотящим принимать от других, ибо каждый отдаст отчет Господу Богу в день Суда. Но кто принимает или по сиротству, или по старческой немощи, или по случаю болезни, или для пропитания детей, тот не только не упрекнется, но и похвален будет, ибо, причтен быв у Бога к жертвенникам, почтен будет Богом, неленостно и постоянно молясь за подающих ему, не праздно принимая, но по силам воздавая за подаяние награду молитвой. Таковой ублажен будет Богом в вечной жизни. А кто имеет и принимает в лицемерии или по праздности вместо того, чтобы, трудясь, и другим помогать, тот понесет от Бога наказание, потому что похитил кусок бедных.
Ибо кто имеет сребреники и не уделяет их другим, даже сам не пользуется ими, тот наследовал место змия, о котором говорят, что он лежит на сокровищах, и в отношении к нему истинно Писание, которое говорит: Собрал богатство, от негоже не вкусит (Иов. 20, 18), и ему нет от того пользы, потому что он погибнет от наказания: Не поможет богатство в день гнева (Прит. 11, 4). Таковой не Богу поверил, но своему золоту, его почитая богом и на него полагаясь. Он притворщик, лицеприятен, неверен, хитер, боязлив, робок, легкомыслен, ветрен, недоволен своею участью, самоистязатель, враг самому себе и никому не друг. Его стяжания погибнут, их съест чужой человек, или унося их при жизни его, или воспользовавшись ими по смерти его, ибо богатство, неправедно собираемое, изблюется (IV, 3–4)…